Гибкий график: иллюзия свободы

Каникулы закончились, стремительно промчавшись мимо, все вкусные закуски съедены, подарки получены и впереди — целый год, который во многом будет похож на ушедший. Послепраздничная хандра — явление очень распространённое. Можно ли избежать резкого перехода из праздничного режима жизни в будничный? Как правильно настроиться на работу?

Расскажем о постпраздничном синдроме и как его избежать, как выйти на работу с радостью и быстро вернуть работоспособность

Новый год 2021 подарил нам целых 11 выходных дней, когда работают только магазины и некоторые места для отдыха и досуга. Когда всей семьей можно гулять, кататься на коньках и наслаждаться атмосферой всеобщего праздника в семейном кругу. Долго и с размахом Новый год и Рождество отмечают не только россияне, но и жители Испании, Италии, Великобритании, Азербайджана и некоторых других стран. К сожалению, у праздников есть существенная отрицательная черта – они когда-то заканчиваются. Выходить на работу после вольных праздничных дней бывает настолько трудно, что психологи говорят о «постпраздничном синдроме» или «постпраздничной депрессии». Особенно может быть трудно, если вы работаете из дома, и, чтобы приступить к рабочим обязанностям, необходимо приложить титаническое усилие воли. В первый рабочий день многие чувствуют вялость, апатию, нехватку сил, сонливость, раздражение, которые негативно сказываются на работоспособности. У депрессии есть две основные причины: нежелание заканчивать отдых (психологическая) и плохое самочувствие после новогодних застолий (физическое). Избежать состояния постпраздничной хандры вполне возможно.

Мы публикуем 7 советов, как быстро вернуть себе былой умственный, психологический и физический тонус. 1. Правильное питание Праздничный стол не считается столом, если на нем нет шампанского, салата оливье, селедки под шубой, икры на бутерброде с маслом и других традиционных «вредностей». Новогоднее меню не назовешь диетическим. А если растянуть подобное питание на все каникулы, то в результате длительного отдыха можно нанести непоправимый вред здоровью. От алкоголя и неправильного питания организм испытывает стресс, поэтому в течение праздников не стоит злоупотреблять вредной пищей. И вернуться к здоровой еде и правильному режиму питания лучше заблаговременно – например, 2 января 🙂

2. Распорядок дня Все знают, что лучше ложиться спать вовремя, но кто ж следует этому совету в новогодние праздники? Ведь семейные и дружеские посиделки продолжаются далеко за полночь. Дайте своему организму хотя бы 2 дня перед выходом на работу, чтобы вспомнить привычный режим. Будильник и силу воли — вам в помощь!

Читайте также:  Женская энергия

3. Спорт и зимние активности Если вы занимаетесь спортом, то не забрасывайте его на январских праздниках. И даже, наоборот, расширяйте варианты физических активностей за счет зимних развлечений – коньков, лыж, сноуборда. Можно отправиться на природу или покататься прямо в городе – в Москве открыты катки с естественным и искусственным льдом, трассы и склоны для катания на лыжах. Активное времяпрепровождение не только спасет вас от сидения за столом, но и станет ярким воспоминанием о праздниках, когда вы уже вернетесь на работу. 4. Не бросайтесь в бой сразу Самый классический совет для первого рабочего дня – не форсируйте события. В первый день можно не нагружать себя всеми скопившимися делами, подойдите к работе стратегически: для начала наведите порядок на рабочем месте, проверьте почту, достаньте новый ежедневник, напишите дела на неделю. Начальник простит небольшую лень, он тоже сегодня переживает влияние «постпраздничного синдрома» 🙂 Конечно, если вам хочется переделать все дела сразу, тогда действуйте. Главное, чтобы режим работы оставался для вас комфортным. 5. Зарядитесь положительными эмоциями Предупрежден – значит вооружен. Вы уже знаете, что выходить из праздничного виража может быть трудно, так дайте себе установку сделать это, наоборот, легко и позитивно. Улыбайтесь весь день и заражайте хорошим настроением коллег, на обеденном перерыве обсуждайте новогодние приключения. Это достойная задача на первый день работы, и окружающие будут вам благодарны.

Особенности введения посменного графика труда

В случае необходимости беспрерывной организации производства, не обойтись без введения посменного графика работы. Во многих сферах организации стремятся максимально продлить производственный процесс, чтобы избежать экономических потерь. В то же время, не получится обойтись одними лишь переработками, поскольку ТК ограничивает количество переработок 4-мя часами на протяжении сразу 2-х дней подряд, и в целом 120-ю часами за год.

Посменный режим работы удобен тем, что позволяет не нарушать установленные максимальные значения выработок в периоде и, при этом, не прекращать безостановочную деятельность предприятия. Для планирования рабочего времени в сменах, нам понадобится составление графика сменности (ст. 103, часть 2-я ТК РФ). В график не закладываются заранее переработки, а наоборот предусматривается норма рабочего времени для каждого работника. Заполнение его относится к обязательным мероприятиям, а каждый сотрудник должен быть ознакомлен с предстоящим режимом работы, не ранее, чем за 1 месяц.

График выхода смен должен содержать в себе такую обязательную информацию, как:

  • распределение по сменам персонала пофамильно;
  • количество смен;
  • часы начала и окончания;
  • длительность каждой смены;
  • планируемый перерыв;
  • возможно проставление отметки профсоюза.
Читайте также:  10 типичных страхов перед сменой профессии

Чем плохо ускорение

По мнению Оноре, за последние 30 лет укрепились две противоположные тенденции: люди по-прежнему работают много, но объем работы продолжает расти. Например, американец в среднем работает на 350 часов в год больше, чем европеец на подобной должности. По количеству рабочих часов среди развитых стран США превзошла Японию в 1997 году. При этом чтобы успеть за ростом глобальной экономики, европейцы начали работать как американцы.

Миллионы людей работают больше и тяжелее, чем хотелось бы. Каждый четвертый канадец работает более 50 часов в неделю — в 1991 году так жил только один канадец из десяти. Каждый житель Великобритании старше 30 лет работал не менее 60 часов в неделю к 2002 году. Если учесть приготовления, рабочие обеды, дорогу до работы и обратно, почти не останется времени на жизнь. Деньги и бесконтрольное потребление — одна из причин, по которой люди полностью погружаются в работу по мнению Оноре. Развитая экономика дает высокие доходы, а не дополнительные часы отдыха.

При этом объем работы увеличился. Компании перестраиваются быстрее, сокращают офисы и сотрудников. Оставшиеся специалисты работают больше, чтобы доказать незаменимость. Люди идут на работу, даже если болеют или слишком устали. Многие не используют отпуск полностью. Такая система вредит здоровью людей и экономике.

Чем плохо ускорение

Люди, работающие 60 часов в неделю, в два раза больше рискуют получить инфаркт, чем работающие 40 часов, — выяснили в японском университете Кюсю. Специалисты остаются на связи круглосуточно: получают письма, звонки и сообщения. Это приводит к избытку стресса, физическому и эмоциональному срыву. Стресс на работе доводит до мыслей о самоубийстве более 15% канадцев.

Компании оплачивают переработки или дают бонусы, но усталость, стресс и недовольство жизнью снижают продуктивность сотрудников. По данным Международной организации труда (МОТ), бельгийские, французские и норвежские рабочие делают больше продукции в час, чем американцы. Англичане проводят на работе больше всего времени, но у них самый низкий уровень продуктивности в Европе. Кто работает меньше, тот работает лучше.

Подружитесь с ручкой и бумагой

Есть такая поговорка: «В тупом карандаше больше силы, чем у острого ума». Приучите себя записывать все, что хотите сделать, в одно место (блокнот, КПК, телефон, специальную программу на компьютере и т.д.). В уме лучше держать «направления», а не детали. Да, подробности важны, но лучше (и надежнее), чтобы они были на бумаге. Вот прямо сейчас возьмите и запишите, что вам надо сделать. Потом забудьте о списке и всю свою энергию направьте на выполнение конкретной задачи. Следующий просмотр списка сделайте тогда, когда задача решена.

Скользящий график

Предоставляется отдельным сотрудникам по согласованию с руководством на основании заявления и оформляется как документ, где отражено переменное и фиксированное рабочее время.

Переменное (гибкое) время — это промежутки времени, в рамках которых вы можете начинать и заканчивать работу (например, с до — начало, и с до — окончание). Фиксированное время — это часы, когда вы в любом случае обязаны присутствовать на рабочем месте (например, с до ).

Скользящий график всегда составляется так, чтобы за неделю (месяц) сотрудник отработал такое же количество часов, как и все остальные сотрудники, находящиеся в офисе полный рабочий день. Так что в определенном смысле такая привилегия — лишь иллюзия свободы. Если она предоставляется не всем желающим, а выборочно, возникает повод для недовольства и некоторого напряжения среди «офисного большинства». Охотнее всего скользящий график «прощается» будущим мамам и студентам. «Предоставление гибкого графика тем, кто совмещает работу и учебу — дополнительный мотивационный фактор для привлечения в компанию молодых специалистов, — поясняет Екатерина Жукова, директор по персоналу рекрутинговой компании «Агентство Контакт». — Мы составляем гибкий график таким образом, чтобы, выбирая время для работы в интервале с восьми утра до девяти вечера, «скользящие» сотрудники отработали за неделю необходимые 40 часов. Таким образом, на их заработной плате это никак не отражается. Не все компании могут предоставить такую возможность своим сотрудникам, поэтому в нашем случае гибкий график является конкурентным преимуществом».

Определите для себя конец рабочего дня

Мы часто позволяем работе вторгаться в нашу личную жизнь: проверяем электронную почту за ужином, перед сном, даже ночью. Технические устройства, которые мы используем на работе и дома, вызывают у нас зависимость.

Отключение различных устройств положительно скажется на вашем состоянии, а также на возможности сосредоточиться на следующий день, но часто отказаться от использования техники даже на несколько часов кажется невозможным. Выход есть. Чтобы не заходить по вечерам в рабочую почту, Фридман использует разные устройства для работы и отдыха. «На планшете у меня нет электронной почты. Им я пользуюсь только для развлечения, а вот телефон уже — мой рабочий инструмент», — говорит психолог.